Квалификация действий соучастников при групповом совершении преступлений

Уголовный закон предусматривает повышенную уголовную ответственность за совершение преступления в составе группы лиц. Так, совершение группового преступления влечёт более строгое наказание в соответствие с отдельным указанием в статье Особенной части УК РФ. Например, п. «а», ч. 2 ст. 158 УК РФ предусматривает максимальное наказание за совершение кражи группой лиц по предварительному сговору в виде лишения свободы сроком до 5 лет с ограничением свободы, тогда как по ч. 1 ст. 158 УК РФ при совершении кражи одним лицом срок наказания в виде лишения свободы ограничен 2 годами.

Также групповой характер преступления может учитываться в качестве отягчающего наказание обстоятельства согласно п. в ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Уголовный закон определяет группу лиц при совершении преступления как одну из форм соучастия. В частности, в ст. 35 УК РФ выделяются следующие формы соучастия при групповом совершении преступления:

  • группа лиц;
  • группа лиц по предварительному сговору;
  • организованная группа;
  • преступное сообщество (преступная организация).

Соучастники преступления

Как известно, наряду с вышеперечисленными формами соучастия закон различает и виды соучастников:

  • исполнитель;
  • организатор;
  • подстрекатель;
  • пособник.

В случае, когда все лица непосредственно участвуют в совершении преступления, то есть выполняют действия, составляющие объективную сторону преступления, выступая в качестве соисполнителей, никаких проблем при квалификации таких действий как совершенных группой лиц нет. Нет вопросов и при определении в качестве групповых преступных действий участников преступления, совершенных без предварительного сговора – закон прямо указывает на то, что при совершении преступления простой группой лиц в его совершении принимают участие именно соисполнители, то есть исключается включение в состав группы без предварительного сговора организаторов, подстрекателей и пособников.

Единственный спор, который периодически возникает в теории применительно к квалификации действий соучастников в составе простой группы, – вопрос о наличии группы при опосредованном соисполнительстве, то есть при совершении преступления лицом, достигшим возраста уголовной ответственности совместно с лицом, не достигшим такого возраста или невменяемым. Между тем, на практике данный спор давно решён: при совершении преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости, группа лиц отсутствует. Подобные действия лишь влекут дополнительную ответственность для исполнителя, подлежащего уголовной ответственности, за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность.

Иная ситуация сложилась в вопросе возможности квалификации действий исполнителя и организатора (подстрекателя, пособника) как совершенных группой лиц по предварительному сговору (организованной группой).

Простой пример: Ф. совершил умышленное убийство гражданина В. До совершения преступления Ф. посвятил своего знакомого Р. в свои планы о запланированном им убийстве гражданина В., при этом Р. помог Ф. с перевозкой тела убитого В. и с отмыванием следов крови в квартире. Р. непосредственного участия в убийстве В. не принимал, в момент убийства находился на улице.

Как в подобном случае квалифицировать действия Ф. и Р., следует ли вменять признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору? На практике подобные ситуации разрешаются по-разному.

Более правильной с точки зрения закона будет квалификация действий Ф. как умышленного убийства группой лиц по предварительному сговору, то есть по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Действия же Р. должны быть квалифицированы как пособничество в совершении умышленного убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, то есть ему следует предъявить обвинение по п. «ж» ч. 2 ст. 105, ч. 5 ст. 33 УК РФ.

Таким образом, хоть Р. и не совершал действий, непосредственно составляющих объективную сторону умышленного убийства, он, тем не менее, будет отвечать за совершенное убийство в составе группы лиц в качестве пособника. При этом его роль должна быть учтена при назначении судом наказания: при прочих равных условиях Ф. должно быть назначено более суровое наказание, нежели Р.

На практике не всегда при совершении преступления исполнителем при содействии пособника (участии подстрекателя, организатора) вменяется квалифицирующий признак – совершение преступления группой лиц. Зачастую органы следствия и суда не указывают на данное обстоятельство как на отягчающие наказание.

В подобных случаях защитнику не стоит, разумеется, исправлять ошибки следствия и суда, ухудшая положение своего подзащитного. Между тем, указать на подобный недостаток обвинения следует при осуществлении адвокатом правовой помощи в качестве представителя потерпевшего, а также в случаях, когда необходимо добиться возвращения уголовного дела прокурору на основании ст. 237 УПК РФ.

Пример. Р. был осуждён за совершение подделки иного официального документа по части 1 ст. 327 УК РФ. Судом было установлено, что Р. получил от М. сведения для внесения их в договор об оказании юридической помощи, подделал договор и ордер адвоката, которые предъявил в районный суд для ознакомления с материалами уголовного дела. О совершении преступления Р. и М. заранее договорились, осознавая, что в результате совместных действий путем подделки документов хотят получить доступ к материалам дела, к которым в законном порядке получить доступ не могли.

На основании признательных показаний Р. М. также был привлечен к уголовной ответственности, ему было предъявлено обвинение по ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 327 УК РФ. Между тем, ни в отношении Р., ни в отношении М. ни следствие, ни суд не указали на наличие такого отягчающего наказание обстоятельства, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. В данной ситуации вменить Р. и М. совершение преступления группой лиц по предварительному сговору было невозможно, так как ст. 327 УК РФ не содержит такого квалифицирующего признака.

Однако суд, установив факт совершения преступления гражданином Р. при пособничестве М., а также наличие у обоих обвиняемых умысла на совместное совершение преступления, должен был указать на наличие отягчающего наказание обстоятельства – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Некоторые правоприменители считают, что наличие при совершении преступления исполнителя и пособника (подстрекателя) не означает автоматически того, что преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, так как бывают ситуации, при которых пособник или подстрекатель осуществляя соответственно содействие исполнителю или склоняя исполнителя к совершению преступления могут не иметь с исполнителем предварительной договоренности о совершении преступления. Такой подход вполне обоснован.

Так, пособник и подстрекатель являются видами соучастников, то есть лицо может выступать в указанных ролях только при наличии соучастия. Они соотносятся с соучастием как частное с общим, соответственно, для квалификации действий лица как пособника или подстрекателя необходимо прежде всего установить, есть ли соучастие по делу в принципе. Согласно ст. 31 УК РФ соучастие есть совместное умышленное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления. Между тем, совместное умышленное участие может выражаться в согласованных действиях в результате предварительной договоренности, либо без такой предварительной договоренности. Если пособник и исполнитель не связаны предварительной договоренностью, то их дуэт образует простую группу, что не может повлечь дополнительную квалификацию, так как в простой группе участниками являются соисполнители, а пособники (подстрекатели, организаторы) в ее состав не входят.

Таким образом, в случае, когда в совершении преступления наряду с одним исполнителем участвуют пособник или подстрекатель, и при отсутствии предварительной договоренности между ними на совместное совершение преступления, например, в случае, когда умысел у соучастников на совершение преступления совместно возник в процессе совершения преступления, дополнительной квалификации действий соучастников как совершенных группой лиц, либо указания на наличие отягчающего наказание обстоятельства – совершение преступления группой лиц, не требуется.

Меню